Site icon Техномедиаресурс

Немного о рентабельности спутникового ТВ

Если вы не забыли, на блоге я как-то анонсировал рубрику по спутниковому телевидению.

Зачем это нужно?

Ввиду того, что я сам являюсь уверенным пользователем спутникового телевидения, мне есть что рассказать по этой теме. На бытовом уровне. А эта информация может вдруг оказаться полезной тем, кто не хочет вникать в проблемы глубже этого самого пресловутого бытового уровня.

Но сегодня я хотел поговорить не об этом, а зайти, как всегда, издалека.

Никогда не задумывались о такой вещи, как рентабельность спутникового ТВ?

Как-то на днях искал интересную для себя информацию по американской космической компании SpaceX (да-да, это та самая компания, от лица которой вечно вещает Илон Маск), и наткнулся на современные ценники запусков – вывод груза на орбиту компания осуществляет за 58-65 млн.долларов США. И оказывается, это средний ценник по отрасли. Для примера, запуск ракеты-носителя российского “Протона” стоит порядка 70 млн. Т.е. если вы вдруг решили вывести на орбиту свой спутник в стандартном габарите на сегодняшний день по курсу ЦБ вам обойдётся в ~4,5 млрд. рублей. Неплохо, да?

Возникает вопрос, а рентабельно ли для того же Триколор ТВ или НТВ+ само существование при таких затратах на вещание? При этом, тут решающую роль играет ещё затраты на поддержку спутника и его стоимость его самого. А если учесть ещё и то, что Триколор ТВ арендует мощности у французского оператора Eutelsat, немудрено предположить, что конечный ценник подрастает ещё больше. Всё-таки, Eutelsat тоже должна иметь свою долю прибыли.

Но вы зря сомневаетесь. Например, вместе с выводом спутника Eutelsat (Экспресс-АМУ1) были выведены на орбиту ещё два спутника – Orbcomm FM119 и Gaofen-4, что снизило затраты заказчика в 3 раза.

Но операторы спутникового телевидения не несут эти затраты напрямую. Деньги платятся за аренду трансподеров на спутнике. Есть информация, что Eutelsat продаёт мощности по 1.5 миллиона евро в год (на сайте источника не указана дата публикации, но рынок телематических услуг консервативен, и вряд ли тут что-то сильно изменилось).

А теперь простая арифметика.

Абонентская база “Трико” составляет 12,2 млн. абонентов. Средний чек на абонента – 1 565 руб. в год. Доход компании только от абонентских платежей за 2017 год составил 19,1 млрд. руб. Ещё Триколор ТВ занимается продажей оборудования, которое, как вы заметили, не самое дешевое на рынке. Плюс ко всему, компания предоставляет услуги двухстороннего интернета.

Даже если брать в расчёт вещание Триколор ТВ с ещё двух спутников (вещание для Сибири и Дальнего востока осуществляется Экспресс АТ1 и Экспресс АТ2), годового оборота компании хватит на запуск всех спутников сети, и ещё останется. Но спутники служат от 10 до 15-ти лет, если не случаются различные форсмажоры.

Понятно, что это не чистая прибыль. Не нужно забывать необходимости покупать контент у телеканалов, платить за используемое оборудование, полосу частот, зарплату персонала и так далее. Не вдаваясь в подробности, выручка компании составляет около 5 млрд. рубле в год.

Т.е. компанию Триколор ТВ никак нельзя назвать убыточной.

А вот в НТВ+ дела обстоят несколько хуже. Но оператор никогда не стремился стать “народным”. Целевая аудитория компании несколько разборчивей в контенте, нежели пользователи Триколор. Изюминкой оператора всегда были спортивные телеканалы собственного производства, достойные пакеты на тему кино и сериалов, а также достойный набор детских телеканалов. Не обошлось тут и без клубнички.

По пути деления на пакеты сейчас пошли практически все операторы телевидения, но пакеты именно НТВ+ являются пакетами, за которые не жалко заплатить. Например, основная аудитория того же Триколор деление на пакеты встретило с непониманием, да и содержание этих пакетов вызывает больше вопросов. И наоборот, люди, подключавшие себе НТВ+, делали это исключительно из-за пакетов каналов, входящих в его состав.

В общем, тема раскрыта не полностью, так как нет достоверных данных об абонентской базе НТВ+ и Континент ТВ. Однако, даже при аудитории в 1 млн. человек компании полностью рентабельны. А у НТВ+ с Континент ТВ абонентов примерно столько и есть.

К тому же технологии спутникового вещания всё время совершенствуются, что позволяет компаниям увеличивать количество и качество предоставляемых услуг опираясь на те же технические мощности. Так что рентабельность спутниковых операторов будет только увеличиваться.

Exit mobile version