Самиздат – это целая субкультура по публикации текстов статей, книг, аудио и видеоматериалов самостоятельно, всеми доступными для автора способами (кроме официальных). Особое распространение самиздат получил в СССР в послевоенное (ВОВ) время. Самиздат в СССР был внезакона, и официальная власть всячески противодействовала распространению произведений, тиражированных подобным образом. Сам термин “самиздат” появился в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде “Госкомиздат”, “Политиздат” и т. п.
Содержание
Предпосылки становления субкультуры
Ещё в царской России при помощи самиздата распространялись произведения поэтов, прозаиков и прочих авторов художественной и не художественной литературы. Так, например, в России 18-го века существовало множество самых различных по своему направлению тайных обществ, где самиздатом распространялась в том числе и запрещённая литература. Ярким примером самиздата в царской России может служить следующий факт: на следующий день после смерти А. С. Пушкина, весь Петербург читал ходившие по рукам многократно переписываемые строчки стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта”. Кроме того, по рукам ходили переписанные экземпляры комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”, которая при жизни писателя была запрещена к публикации. Также стоит отметить, что по рукам ходили многократно переписанные стихи известных поэтов, которые отличались от официального тона своей непристойностью.
В революционное и предреволюционное время в России незаконная литература просто кишела на каждом углу. Хотя такую литературу трудно отнести к самиздату, поскольку её тиражировали на подпольных типографиях, также, были в ходу революционные тексты, переписываемые от руки.
Массовой культурой в СССР самиздат стал после второй мировой войны. Предпосылками к появлению массового тиражирования подпольных произведений и статей в послесталинской России стали запрет большого количества художественной литературы, которой не дали ход из-за эстетических и идеологических соображений. Так, авторы, чьи произведения были забракованы цензурой, запускали несколько машинописных копий по друзьям и знакомым. Естественно, интересные рассказы перепечатывались и переписывались всеми возможными и доступными способами, и также запускались по рукам.
Мнение искусствоведа Екатерины Дёготь:
Феномен книг, напечатанных на машинке в нескольких экземплярах, возник в СССР после Второй мировой войны, на волне распада тотальности и стихийной реставрации частного. Характерно, что самиздат не видел разницы между новыми текстами и переводами запрещённых авторов: перепечатывание было не механическим процессом, но родом личной апроприации, продиктованной неудовлетворённостью и страданием. Затем произошло очищение техники от этого ноюще личного характера — начали выходить самиздатовские журналы… После этого уже можно было осознать плохую «четвёртую копию» эстетически — как форму критики текста
Самиздат показал простому советскому гражданину, недоступные ранее, хорошие и качественные художественные произведения, в которых не было цензуры и запрета. В этих текстах была свобода слова, свобода мысли.
Причины борьбы с самиздатом
Почему с самиздатом в СССР боролись? Дело в том, что в СССР, как вы уже поняли из текста выше, была жесточайшая цензура. Самиздатовская литература цензуре же не подвергалась никаким образом, и фактически, могла содержать любое содержание, от безобидного повествования о личных достижениях до диссидентских рассуждений. Самиздат в первую очередь был как раз таки элементом свободомыслия, и это свободомыслие шло в разрез с ценностями рядового советского гражданина (по мнению партии, естественно). Тысячи произведений бесславных авторов пылились на полках госархивов только за то, что там были подозрения на такую свободу (забраковать произведение могли по любому поводу), а некоторые авторы сидели за них за решёткой. Таковы были порядки, и так работала система наказаний в СССР.
Помимо прочего, при помощи самиздата в СССР распространялась религиозная литература, которая фактически была запрещена.
Стоит отметить, что под цензуру попадала не только “антисоветская” литература, но и произведения, которые так или иначе не попадали под общую идеологию, шли в разрез с общепринятыми нормами или были просто бесполезными или даже вредными советскому человеку, по мнению системых критиков.
Инструменты и средства самиздата
Печатные машинки
Главным инструментом самиздата в СССР была печатная машинка. Причём, готовые произведения ходили по рукам в виде папок с сшитыми листами А4. Хорошие произведения, попадая в руки энтузиастов, тут же перепечатывались по новой в ещё большее количество. Причём, при перепечатывании текстов обязательно использовалась копировальная бумага.
В последствии, тексты распространялись при помощи фотокопирования.
С печатными машинками в СССР вообще была очень интересная ситуация. Например, все шрифты применявшихся печатных машинок, имеющихся в обиходе, были на учёте у КГБ. Для простого человека приобрести печатную машинку не представлялось возможным, а в канцеляриях предприятий печатные машинки запирались в специальных помещениях ответственным лицом, чтобы у работников предприятия не было возможности заниматься перепечаткой текстов в выходные и праздничные дни.
Человек, владеющий печатной машинкой, всячески это скрывал, машинки прятались по подвалам, гаражам, чердакам.
Фотокопирование
В период широкого распространения фотолюбительства, печатные тексты стали фотографироваться и копироваться средствами черно-белой фотографии в личных домашних фотолабораториях. Копирование тестовых материалов при этом ускорялось в значительной мере, и в одновременно в той же мере становилось намного затратнее финансово, поскольку фотоматериалы для советского человека имели значительную стоимость. При этом, нельзя забывать о дефиците товаров. Для тиражирования нескольких книг подобным образом, требовалось значительное количество фотоплёнки, и ещё более значительное количество фотобумаги относительно большого размера.
Посредством фотокопирования в союзе также распространялась редкие официальные издания, зарубежные журналы мод и так далее.
Распространение тестов посредством ЭВМ
С распространением микропроцессорной техники в позднем СССР (с середины 70-х), стало возможным относительно просто и легко (по сравнению со старыми методами) распространять текстовую информацию, и даже печатать её посредством принтеров или плоттеров. Естественно, не о каких сетях передачи данных в то время не шло. Читатели обменивались между собой текстами на магнитных носителях (гибкие диски, магнитные ленты) примерно также, как в конце 90-х распространялись короткие видео с приколами – от пользователя к пользователю. Помимо распечатывания текстов на принтере, существовало размножение их при помощи ксерокопирования.
Из-за недоступности ЭВМ для рядового гражданина, тексты тиражировались в основном сотрудниками институтов и КБ, где такая техника применялась.
Известные авторы и произведения, распространяемые при помощи самиздата
Не будем перечислять произведения зарубежных авторов, поскольку копий их кустарных переводов ходило по рукам действительно не мало. Сейчас уже трудно сказать, какие произведения были запрещены, а какие официально не тиражировались из-за отсутствия интереса официальных изданий.
Отметим известные произведения советских авторов:
- Борис Пстернак – “Доктор Живаго”;
- Александр Солженицын – “Архипелаг ГУЛАГ”, “Раковый корпус” и “В круге первом”;
- Александра Зиновьева “Зияющие высоты”, “Светлое будущее” и “Жёлтый дом”;
- Владимир Войнович – “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина”;
- Лидия Чуковская – “Опустелый дом”;
- некоторые произведения братьев Стругацких;
- Михаила Булгакова – «Мастер и Маргарита»;
- стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, А.Галича.
Помимо запрещённых книг, самиздатом распространялись произведения авторов, которые формально не были запрещены (или запрет формально был отменён), но издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям. Например, стихи и проза Марины Цветаевой, Андрея Белого, Саши Чёрного, Анны Ахматовой, Bарлама Шаламова, Даниила Хармса.
Кроме того, самиздатом распространялись не только литературные произведения и статьи. При помощи самиздата распространялись, например, аудиозаписи концертов Владимира Высоцкого.
Самиздат за рубежом
Само слово “самиздат” (samizdat) есть в английском языке. Данный термин применяется для описания неподконтрольной властям литературы в тоталитарных и авторитарных странах.
Само явление, со всеми его чертами, присущими ему в нашей стране, на западе распространения не получило.
Современная реализация
На сегодняшний день, сам термин “самиздат” потерял былое значение, существовавшее в СССР. Теперь самиздатом называется самостоятельная публикация собственных произведений посредством доступных способов коммуникации на всеобщее обозрение. Даже издание книги в официальном издательстве за свой счёт сейчас также зовётся самиздатом.
В данный момент, начиная с начала двухтысячных годов, вокруг различных интернет-библиотек, формируются (или уже сформированы) сообщества начинающих авторов, которые публикуют свои произведения в специальном разделе таких библиотек.
Ярким примером такого сообщества является сайт http://samlib.ru/, который является частью библиотеки Максима Мошкова.