Есть в фотографии ряд канонических правил, которые позволяют добиваться приемлемого качества фотографий в не совсем стандартных для съёмки условиях при полностью ручном управлении съёмкой. Одно из таких правил – “правило 500”. Оно применяется для расчёта выдержки кадра в условиях слабого освещения.
Нет, конечно, включая режим “Полное авто” или “Авто+” на вашем фотоаппарате, можно добиться того, что фотоаппарат сам воспользуется этими правилами, если правильно оценит объект съёмки. Если…
Но мы считаем, что разбираемся в тонкостях лучше автоматики фотоаппарата, и оцениваем объект съёмки тоже лучше. Ведь так?
К сожалению не так. Автоматика не подвержена влиянию психо-соматики, у неё не меняется настроение, она не устаёт и не пьянеет от двух банок карлсберга. Но чтобы научиться справляться наравне с ней, нужно брать и делать: повторение – мать учения. Только так можно научиться действовать наравне с автоматикой, или даже предугадывать её ошибки (а они, конечно же, бывают).
Ну это лирика, а теперь к практике.
Как применить плавило 500 на практике:
Число 500 делим на фокусное расстояние, на котором собираемся снимать и, если ваша матрица имеет кроп-фактор, делим ещё и на него (обычно полтора).
Пример: Мы собираемся снимать звёздное небо на длинной выдержке.
\(\frac{500 / 18mm}{1,5} = 18,51\) сек.
Округляем в большую сторону – получаем 20 сек.
Вот это минимальная выдержка для съёмки тёмных объектов данным конкретным объективом.
Вы справедливо заметите, что многое ещё зависит от светосилы объектива и от интенсивности света, которым подсвечен объект съёмки. Конечно, вы правы. Придётся ещё поэкспериментировать с диафрагмой и чувствительностью, прежде чем вы добьётесь наилучшего результата. Но без “правила 500” вам бы пришлось ещё экспериментировать с выдержкой, а это бы прилично увеличило количество возможных комбинаций настроек экспопары в ручную (да плюс чувствительность матрицы).
Экспериментируйте.